Белая суббота

Второй день пасхальных праздников, когда вспоминается погребение тела Иисуса Христа, называется Белая суббота. Это всегда был самый тихий день в году, день спокойствия и умиротворения. Белая суббота не была в древнем христианском мире литургическим днем. Проводились только ночные богослужения – вигилии. Вигилиями называлось, собственно, время (день и вечер) перед большими праздниками, так называемый святой вечер.
У пасхальных праздников много лиц. В каждом регионе – свои традиции и обычаи. О них мы уже неоднократно рассказывали в своих передачах. И, как правило, обращались к свидетельствам деревенских жителей, где традиции, в том числе пасхальные, более прочные. Но сегодня мы хотим рассказать о том, как встречали Пасху жители словацкой столицы. В Братиславе несколько десятилетий тому назад, например, не принято было обливать водой. Молодые люди только символически окропляли девушек фиалковыми, розовыми или ландышевыми духами. Яйца красили с помощью заводской краски. Такие писанки, которые известны нам сегодня, изготовленные с помощью различных техник, будь то рисование воском или выцарапывание узоров, в бывшем Прешпорке просто-напросто не делали. Впрочем, и в старой Братиславе существовали свои пасхальные традиции, переходившие от поколения к поколению. Лучше всего об этом расскажет братиславский историк и гид Магда Ракитьякова:
«Братиславчане были набожными людьми, приветствовали Пасху, как приход весны, новой жизни, когда все цветет. У людей было соответствующее настроение, в этом им очень помогало обращение к природе. Например, большой популярностью на пасхальные праздники пользовались прогулки к источнику на Железну Студенку. Любимым местом была также Петржалка, которая в те времена еще не вхдила в городскую черту, где можно было насладиться обилием цветущих фиалок и подснежников».
Попробуем себе представить старую Братиславу. Не было ни радио, ни телевидения. Сначала узнаем, как проводили праздники представители дворянского сословия.
«В шляхетских дворцах в этот период проводились концерты. На них приглашали известных музыкантов из Вены, Будапешта, не говоря о том, что костел Святого Мартина был местом, где именитые мастера представляли свое искусство. Вспомним, например, Ференца Листа, который сам дирижировал свои мессы. Здесь звучала музыка Бетховена. При костеле был свой церковный оркестр, который наряду с литургической очень часто исполнял для братиславчан и такую музыку, носившую торжественный характер. Местные жители с удовольствием посещали такие концерты».
А сейчас с помощью Магды Ракитьяковой заглянем в прешпорские дома начала прошлого столетия. Что можно было увидеть на пасхальном столе?
«Например, ели молодого барашка или козленка. Их закалывали накануне Пасхи, чтобы мясо отлежалось несколько дней, а потом замачивали в молоке. Благодаря этому мясо было нежнее. Это было основное блюдо в пасхальное воскресенье. В Зеленый четверн братиславчане варили шпинат, щавель или другие блюда зеленого цвета. Парни шли к воде, главным образом, к Дунаю, где росли вербы, чтобы нарезать веток для плетения корбачей – прутиков, которыми в пасхальный понедельник хлестали девушек, чтобы те весь год были веселыми и здоровыми. Ну а девушки сходились под вербами, чтобы расчесать волосы и при этом как бы получить от природы красоту, а потом всю весну и лето очаровывать мужчин».
И в Прешпорке в Великую или Страстную пятницу строго соблюдали пост. По словам Магды Ракитьяковой, в течение дня ели только один раз.
«Типично братиславским блюдом была лапша с маком. Мака старались положить побольше. Считалось, что в доме будет столько денег, сколько мака была в лапше».
Вернемся ненадолго к Зеленому четвергу накануне Страстной пятницы.
«Во время церковного обряда подвязывали колокол. В костеле не звонили, а использовали трещотку. В Братиславе при этом говорили, что «колокола улетели в Рим». Даже орган в костелах не играл. Страстная пятница была праздником, который для церкви знаменовал смерть Иисуса Христа. Поэтому в костеле выставляли гроб с фигурой Христа. Возле него молились верующие. Возле гроба стояли девущки, с каждой стороны по две и менялись по часам. И продолжалось это вплоть до воскрешения Христа в Белую субботу».
В прежние времена в Белую субботу организовывали шествие по улицам Братиславы. Играл духовой оркестр, а периодически раздавались пушечные залпы. Подобные торжества часто привлекали и жителей города иного вероисповедания. А в вокресенье кроме жареного барашка на столе непременно присутствовал и сладкий десерт.
«Так называемая пасха, сладкий десерт из творога и яиц. Добавлялась еще сметана, ванилин, изюм. Эта масса не запекалась, а плотно укладывалась или в форму, или решето, а сверху помещали какой-то груз. Получался как бы прессованный творог, который перед подачей на стол еще посыпали ванильным сахаром, рублеными грецкими орехами или миндалем».
Символом пасхи всегда было яйцо. В Прешпорке – бывшей Братиславе – кроме декоративного ему придавалось и иное значение. Пасхальное яйцо разрезали на столько частей, сколько людей сидело за пасхальным столом.
«Это делали с определенной целью. Как бы далеко ни был человек целый год или, например, поссорился со своей семьей, он всегда должен был помнить, с кем съел пасхальное яйцо, и чтобы всегда мог вернуться в семейный круг».
И еще один любопытный пасхальный факт. Когда переселенцы из деревень принесли с собой обычай хлестания прутьями девушек в пасхальный понедельник, молодежь должна была успеть сделать это до 12 часов, иначе семья девушки могла обидеться и счесть, что для парня их дочь является менее ценной. Вот такие пасхальные традиции бытовали более столетия тому назад, когда Братислава еще именовалась Прешпорком. Многие из этих обычаев не сохранились, девушки уже не бегают к Дунаю расчесывать волосы, но некоторые, например, кулинарные традиции, во многих братиславских семьях живы и по сей день.
[04. 04. 2010, 08:21:33]